Торговые и транспортные суда эпохи Классической Греции отличались относительно большей шириной и, соответственно, вместительностью. Если корабль был загружен, то он шел под парусами, а не на веслах, так как место гребцов в этом случае занимал груз. В Греции такие корабли назывались «круглыми». В противоположность этому, мы можем вспомнить о том, что латиняне называли военные корабли navis longa или «длинный корабль».
В боевых кораблях ценилась прежде всего скорость, в движение же их обычно приводили гребцы, а не паруса. Характерный тип военных кораблей, сложившийся в период греко-персидских войн и использовавшийся в морских сражениях тех лет, это трирема.
Это слово восходит к своему латинскому эквиваленту triremis, по-гречески же эти корабли назывались словом trieris (т.е. триера). Это слово принято переводить как «трехвесельная», однако здесь очевидно, правильнее было бы говорить о трех уровнях весел находившихся один над другим. Ранее в качестве военных кораблей использовались биремы имевшие два ряда весел.
Широкое распространение имели и пентеконтеры, пятидесятивесельные галеры, имевшие один ряд весел. Мы знаем о существовании тридцативесельных триаконтеров. В эпоху Гомера имелись также галеры, имевшие всего по двадцать гребцов.
Как военные, так и транспортные корабли обычно оснащались одним прямым парусом, который мог использоваться только при попутном ветре. На транспортных судах порой ставилось по две или, реже, по три мачты, каждая из которых оснащалась одним реем и одним парусом. Парус и мачта военного корабля перед боем опускались. Корабли управлялись двумя большими широкими веслами, закрепленными на корме с разных сторон. Тактика боевых действий, во многом, определялась задачей нанесения таранного удара по противнику, хотя в их ходе мог использоваться абордаж, в котором участвовали хорошо вооруженные воины, а также различные метательные устройства.
Говорить о каких-то общих элементах тактики морских сражений того времени нельзя — различалась даже тактика разных греческих полисов. Пелопонессцы например, куда чаще, чем прочие греки прибегали к абордажу. Афиняне же, обладавшие самым сильным флотом, предпочитали использовать таран.
В греческих галерах тараном являлась выведенная за носовые пределы корабля передняя оконечность киля, покрытая тяжелой броней и несколько выступающая из воды. Помимо тарана или бивня нос на уровне гребных ярусов был оснащен тремя армированными зубцами.
Если таран достаточно глубоко вонзался во вражеский корабль ниже ватерлинии, эти зубцы входили в контакт с его корпусом, производя дальнейшие разрушения. Помимо прочего, они защищали нос атакующего корабля и могли использоваться для уничтожения весел или рулевых лопастей вражеского корабля. В каком-то смысле, боевая галера такой конструкции представляла собой, скорее, не корабль, оснащенный тараном, а таран, оснащенный кораблем.
Порой удару тараном предшествовала атака на вражеские весла и рулевые лопасти. Выполняя маневр, известный как diekplus, атакующее судно резко разворачивалось вокруг кормы противника, сминая его весла и рулевые лопасти, после чего спокойно таранило беспомощное вражье судно в открытый борт. Для проведения тарана необходимо было атаковать надводный борт противника, чему, в немалой степени, мог способствовать известный авантюризм хорошо знакомых с переменчивой морской стихией капитанов. Первыми их целями становились корабли, управление которыми оставляло желать лучшего.
Воспользоваться шквальным ветром или морскою зыбью для атаки мог лишь тот корабль, капитан которого уверенно справлялся с управлением и в подобных условиях. Иными словами, победа, во многом, определялась опытностью капитана и устойчивостью судна. Афиняне, по сравнению с соседями, обладали явным преимуществом и в том, и в другом.
Тактика, подобная описанной выше, использовалась и в одном из крупнейших морских сражений того периода — Саламинском, хотя там осуществить diekplus в силу скученности кораблей было весьма сложно.
Финикийские корабли, составлявшие часть персидского флота, отличались от греческих большей высотой бортов и палуб, чем и хотели воспользоваться находившиеся на них лучники и метатели копий. С другой стороны, более высокие корабли в ветреную погоду имели меньшую устойчивость и маневренность. Этим и воспользовался афинский флотоводец Фемистокл, который медлил с атакой до тех пор, пока не поднялся сильный ветер и только тогда повел свои суда в бой, окончившийся полной победой греческого оружия.