Женский средневековый головной убор. Обзор

Головной убор в средние века

В древние времена, предшествовавшие средним векам, головной убор выполнял в основном лишь строго практическую функцию. Шлем защищал от удара, платок от солнца, а корона, – от необходимости самому варить себе ужин.

Эта тенденция по большому счету распространялась и на раннее средневековье. В те времена, практически все женщины носили головные покрывала (платки), потому часто,головной убор и крестьянки и знатной дамы отличались лишь материалом и богатством отделки.
Женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать его вокруг головы таким образом, чтобы один конец падал на плечо или на грудь.
В такой форме он сохранялся в течение всего XII и XIII вв. и играл роль одного из важнейших женских головных уборов. Эта сама по себе очень скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих ярко окрашенных тканей, с декоративной отделкой по краям.

В европе, непокрытые волосы в основном считались неприличными и ношение головного убора строго предписывалось церковью и обществом как знак почтенности. По всей вероятности эта традиция восходит к древнему Риму, где замужние горожанки, должны были обязательно прикрывать голову.
Молодые, незамужние женщины, напротив, носили свои волосы полностью открытыми, заплетенными в две косы или украшенными венцом. С наступлением 13 века, длинные косы стали встречаться реже, теперь девушки носили волосы распущеными, свободно ниспадающими на плечи.

13 век кстати, вообще был тем самым поворотным моментом в истории женского головного убора, если до этого времени в течении многих веков все обходились простыми платком да капюшоном, то здесь картина резко изменилась, появилось множество новых видов: чепец, который иногда надевали под шапку; шляпка с полями; мягкий берет; полусферический калотт.

Капюшон, который до конца XII века был составной частью крестьянского плаща, в XIII столетии стал особой формой головного убора и сделался очень модным – ведь он удачно соответствовал общему типу «подвижного» костюма этой эпохи. Широко внедряется также ношение драгоценных камней.
Большую популярность приобрели в это время вилообразные или «двурогие» чепцы с ниспадающим покрывалом или широким свисающим краем.

Бургундский стиль

Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV ст. превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.
Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целеустремленного развития всех искусств и ремесел.
При Филиппе III Добром (1396 — 1467) и его преемнике Карле Смелом (1433 — 1477) появилась собственно бургундская придворная одежда.

Ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в дальнейшем, до самого конца XV ст., служили образцом для подражания.
Особым отличительным признаком этой регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды является подчеркивание удлиненных и заостренных форм: так например “классика” бургундской моды, – устремленный вверх “конусообразный” головной убор, длинные шлейфы и развевающиеся покрывала.
Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Дамы и некоторые мужчины в то время носят генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из одежды светской, но не перестал существовать совсем, его стали носить масоны.



Прическа в это время отходит на второй план, акцент делался именно на головном уборе.

Немецкие головные уборы

Влияние позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую очередь в Германии.

Дальнейшее развитие, женского головного убора произошло именно там.Прежде всего это головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV ст., — крузелер, или крюзелер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки, или чепец с рюшами.

Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически. Еще один оригинальный немецкий головной убор — высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, — он выглядит почти как вторая коса.

Чем ближе к нашему времени, тем стремительнее меняются моды. То популярны повязки по образцу античных. То чепцы с оборками, то шлемы с козырьком. То снова пышные сооружения со страусовыми перьями. Однако именно на этом месте, конце XV века, я предлагаю обзорную статью завершить, ибо как говориться “это была уже совем другая история”, а вернее совсем другая эпоха!

Ну и несколько слов пояснений.
В общем и целом при изучении моды того времени надо всегда принимать во внимание, что мы имеем дело с относительно скудным числом сохранившихся оригинальных артефактов и поэтому должны анализировать большое число примеров из изобразительного искусства и письменных источников.

Но именно эти источники постоянно несут в себе – в зависимости от содержания, которое в них намеревались вложить – отражение субъективных взглядов средневековых художников или авторов и должны в отношении их близости к повседневности и тогдашним реалиям рассматриваться с осторожностью.

Более того, даже относительно самих сохранившихся фрагментов головных уборов далеко не всегда имеются сведения, идет ли тут речь о “типичных” элементах тогдашней моды, или скорее о локальных или даже связанных с узким кругом лиц особенностях, не имеющих существенного значения для других регионов или слоев общества.

Перевод – Мэлфис К.
Источник – Компиляция из разных источников в числе которых сайты www.cross-roads.ru, www.apud-angeron.de, constantinople.ru и др.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Из сасанидской “Книги установлений”
Простой способ сделать простой плащ

Наверх