Из оборонительного вооружения можно упомянуть такую редкую находку, как железную кирасу из Прохоровских курганов, которая стоит особняком в ряду находок степного оборонительного оружия.
Вероятно, сарматы пользовались такими же чешуйчатыми панцирями, как и скифы. Шлемы также очень редки. В некоторых погребениях были найдены бронзовые шлемы, часто использовавшиеся в течение весьма длительного времени, что говорит о их большой ценности и редкости.
Некоторые вопросы вызывают и особенности сарматского защитного вооружения. Хотя находки доспехов этого времени крайне редки, можно говорить только об их фрагментах, античные источники в один голос говорят о тяжелых чешуйчатых панцирях на кожаной основе.
Для изготовления панцирей могли одновременно использоваться железные и бронзовые пластины. В некоторых случаях их, как и в скифское время, обтягивали золотыми листочками. Естественно, что чешуи могли покрывать не все тело и руки всадника, а только часть (например, грудь). Один из таких панцирей представлен на знаменитом надгробье Трифона из Танаиса. Подобный доспех мог быть столь тяжел, что, по словам римского историка Тацита, упавший всадник не мог подняться из-за тяжести доспеха.
В это время в составе сарматского вооружения появляются кольчуги или скорее детали доспеха, комбинирующие чешуйчатый панцирь и кольчугу.
Шлемы также чрезвычайно редки. К этому времени относятся несколько шлемов центральноевропейских типов. Судя по изображениям, большинство сарматов носили шлем, который изготавливался из металлических пластин, крепившихся на каркасе из обода и вертикальных ребер. К ободу мог крепиться назатыльник и нащечники. Вверху ребра заканчивались шариком или пуговицей. Подобные шлемы представлены, в частности, на колонне Траяна и ряде надгробных плит.
На протяжении всей истории сарматского вооружения неизвестны никакие данные об их щитах, возможно, это соответствует их тактике, так как Тацит пишет, что «у них не в обычае защищаться щитом».
Источник — компиляция из различных материалов (гл.обр.замечательной книги «Всадники войны» автор которой мне не известен)